НОВЫЙ ФОРМАТ ХАКАТОНОВ МОСКОВСКОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО МАРАФОНА

Старт учебного года 2020-2021 традиционно ознаменовался началом третьей серии ХАКАТОНОВ Московского Технологического Марафона (МТМ) по разработке проектов дополненной и виртуальной реальности для школьников и студентов столицы. Третий год подряд компания EligoVision является партнером проекта Школа Новых Технологий в этом необычном, но очень популярном направлении конкурсов в сфере ИТ! 

ЧТО ТАКОЕ ХАКАТОН?

Хакатон – это технологическая мастерская, на которой разработчики и дизайнеры в рамках определенного организаторами отрезка времени работают над созданием приложений с использованием технологий дополненной и виртуальной реальности.

Цель хакатона – развитие инженерных способностей школьников и студентов, включающих проектное, образное, пространственное и креативное мышление, конструирование, 3D моделирование, а также работу с AR и VR технологиями.

Прошедший 2020 год внес свои коррективы в формат проведения хакатонов. Последние этапы второй серии Хакатонов МТМ прошлого учебного года, включая ФИНАЛ серии (сентябрь 2020 г.) мы проводили уже дистанционно. Учитывая риски, организаторами была предложена новая форма проведения конкурса.

Вместо привычных очных соревнований между командами, которые собирались на профильных площадках, большинство этапов хакатона были перенесены в дистанционный формат. Это сделало участие более гибким: ребята получили возможность работать из дома, что значительно сэкономило время и силы.

Да и сама концепция хакатонов претерпела некоторые изменения. Теперь участники получили возможность обучаться навыкам работы в конструкторе EV Toolbox не только в рамках очных соревнований в очень ограниченный период времени, а планомерно и всесторонне изучать ПО и функционал конструктора в индивидуальном режиме. 

Чтобы помочь новичкам в их работе, эксперты EligoVision заранее подобрали обучающие материалы и придумали ряд несложных заданий для каждого этапа. Ребята также получили возможность подниматься по квалификационной лестнице от самого простого ознакомительного этапа базового уровня по разработке AR проектов до уровня опытного разработчика в области дополненной реальности. Несмотря на то, что предварительные этапы проходились каждым участником индивидуально, квалификационное соревнование стало командной работой над единым проектом.

С этапами потоков вы можете ознакомиться в таблице ниже.

Этапы ХАКАТОНОВ МТМ СРОКИ ЭТАПА
Регистрация на поток #1 || поток #2 (индивидуальный) октябрь 2020 || февраль 2021
Ознакомительно-обучающий этап поток #1 || поток #2 (индивидуальный) ноябрь 2020 || март 2021
Отборочный этап поток #1 || поток #2 (индивидуальный) декабрь 2020 || апрель 2021
Квалификационный этап поток #1 || поток #2 (командный) январь 2021 || апрель 2021
ФИНАЛ для потоков #1 и #2 (командный) май 2021

ОСОБЕННОСТИ НОВОГО ФОРМАТА

Участие в хакатоне, как и всегда, было и остается бесплатным!

К участию приглашаются школьники 7-11 классов и студенты 1 и 2 курсов образовательных организаций города Москвы.

Ориентировочный состав команды в квалификационном и финальном этапах может быть следующим:

  • Художник/дизайнер – разрабатывает идею и сценарий, подготавливает контент для проекта (может быть не один).
  • Программист/разработчик – реализует интерактивные сценарии в среде разработки. Может пользоваться программным кодом на языке Lua в процессе разработки приложения (может быть не один).
  • Руководитель проекта – распределяет обязанности и роли в команде в процессе разработки проекта, контролирует выполнение обязанностей и задач каждым участником команды на всех этапах.

Чтобы обеспечить равномерную "прокачку" всех навыков, задания первых этапов Хакатона подобраны и структурированы экспертами так, что у будущего участника команды есть возможность попробовать себя в разных ролях: побыть дизайнером UI/UX интерфейсов или 3D моделлером, программистом, а также руководителем проекта и тим-лидером.

Дополнительно к самостоятельному обучению была организована серия обучающих вебинаров от базовых площадок хакатона начального и продвинутого уровней по разработке AR и VR проектов. 

 

ИТОГИ ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИИ (ЯНВАРЬ 2021 г.)

По результатам отборочного этапа, в рамках которого участники получили непростое задание самостоятельно разработать обучающее AR приложение, экспертами хакатона были отобраны 11 работ. Ребята были распределены в 4 команды и приступили к подготовке к квалификации. Всем командам за три недели до дат квалификационного соревнования было разослано техническое задание по разработке AR квеста по реальной географической локации. В задание входило использование интерактивных карт, разработка нескольких уровней сложности прохождения квеста и доработка скрипта для таймера. У команд было время продумать, как именно можно оптимально и эффективно реализовать технические нюансы в рамках соревнования.

Квалификационный этап первого потока Хакатонов МТМ состоялся 28 и 29 января в онлайн-формате. После торжественного открытия от организаторов и партнеров мероприятия был озвучен кейс - задание для этого хакатона. Им стала разработка AR квеста по паркам Москвы. Эксперты предложили ребятам несколько "отправных" идей, включая историческое, сказочное и образовательное направления.

Два дня команды разрабатывали приложение дополненной реальности в конструкторе EV Toolbox, применяя максимум полученных за период активной подготовки навыков и знаний.

В качестве защиты проекта каждая команда записала видео-презентацию и демонстрацию работы созданного AR квеста на мобильном устройстве, а также прислала архив проекта и экспортированный apk файл. В течение нескольких дней независимые эксперты внимательно оценивали проекты команд. В результате анализа работ сформировалась рейтинговая таблица финалистов первой квалификации.

1 место в рейтинге заняла команда школы №1358 с проектом "Q_Walk". Суть этого квеста дополненной реальности состояла в том, чтобы пройти по самым интересным локациям парка Митино, включая родник, веревочный парк, заброшенный пруд и другие, считывая AR метки и отвечая на каверзные вопросы. В помощь игрокам разработана подробная гугл-карта с метками и очень четкая инструкция по прохождению. Этот квест был очень грамотно продуман и качественно реализован, так что как только наступит лето, его можно будет сразу проходить! :) 

2 место получила команда в составе ученика из школы №1557 и студента из КАИТ-20 с проектом "Экскурсия по Нескучному саду". Оригинальная задумка по следам игры "Что? Где? Когда?" позволит участникам квеста при помощи AR меток пройти по тем локациям сада, в которых снимались выпуски известной телепрограммы, ответить на вопросы знатоков и получить хрустальную сову. Приятной "вишенкой на торте" стала знаменитая рулетка из телепередачи, которая помогает игрокам определиться с вопросом локации.

На 3-м месте в общем рейтинге оказалась команда школы №2031 и ее проект "Кусково в кино, кино в усадьбе". Задачей игроков квеста было найти метки дополненной реальности, которые "открывали" секреты кинофильмов, снимавшихся в свое время в усадьбе Кусково. Тем самым можно было не просто приятно провести время, но и узнать интересные факты об известных фильмах ушедшей эпохи в интерактивном режиме. 

И, наконец, 4 место в рейтинге заняла команда школы №1078 с проектом "Victory Park" с локацией в известном столичном Парке Победы. Целью разработанного ребятами AR квеста стал поиск важных исторических локаций парка и информация о датах и событиях, которые к ним относились. Команда также реализовала подсказки по прохождению и два режима сложности прохождения квеста.

Все финалисты продолжат изучение конструктора EV Toolbox весной, но уже для разработки проектов виртуальной реальности. А в мае оба потока встретятся на финальном завершающем этот учебный год ХАКАТОНЕ!


ВТОРОЙ ПОТОК ХАКАТОНОВ МТМ

В середине апреля 2021 г. завершился  отборочный этап второго потока хакатонов МТМ по созданию приложений на базе технологии дополненной реальности.

В течение нескольких недель участники активно занимались разработкой проектов и смогли попробовать себя в роли программистов и проектных менеджеров, моделлеров и дизайнеров, продумывая логику работы и составляя сложные сценарии. Приложения получились очень разнообразными по тематической направленности: от обучающих проектов по астрономии до викторины по геометрии. 

Например, ученица школы №2087 представила на защиту свой проект "Геометрика". С помощью этого приложения можно не только узнать полезную информацию о различных геометрических фигурах, проверить свои знания в этой области, но и рассмотреть 3D объекты.

С помощью проекта "Космос", разработанного ребятами из школы №1078, можно не только узнать о значимой для всего мира дате 12 апреля 1961 года (все помнят, что произошло в этот день? :)), но еще и ознакомиться с полезной и интересной информацией о планетах, входящих в Солнечную систему.

Ученики из школы №1151 Зеленограда решили создать обучающее историко-патриотическое приложение, которое рассказывало бы ребятам из начальной школы обо всех памятниках, которые встречаются в их городе. Получилось очень познавательно и не только для младшеклассников, но и для экспертов.

По завершению  отборочного этапа ребята будут объединены в команды для прохождения квалификационного испытания, чтобы в дальнейшем перейти к продвинутому уровню и созданию приложения на базе технологии виртуальной реальности.

ИТОГИ ФИНАЛА ДЛЯ ПОТОКОВ #1 И #2 (МАЙ, 2021 Г.)

По итогам квалификационного испытания для двух потоков к участию в финальном этапе хакатонов серии МТМ экспертным жюри было отобрано 7 команд. Узнав результаты и получив наставления от экспертов, ребята сразу же приступили к подготовке. Перед ними стояла задача разработать познавательно-игровое приложение-квест на базе технологии виртуальной реальности на тему "По следам затерянной Атлантиды…"

Несколько недель участники команд трудились над своими проектами, а эксперты делились с ребятами полезными ссылками и обучающими видео. И буквально за неделю до проведения финала стало известно, что итоговая квалификация участников хакатона будет проходить в ОЧНОМ ФОРМАТЕ!

И вот, 14-15 мая 2021 года все семь команд-финалистов встретились на базовой площадке ГБПОУ "Колледж автоматизации и информационных технологий №20", чтобы показать, чему они научились при подготовке к финалу.

ЗАДАНИЕ ХАКАТОНА

Темой итогового этапа хакатонов серии МТМ был выбран космос. Ребятам предстояло разработать AR/VR приложения, раскрывающие пользователям тайны Вселенной, которая нас окружает. В работе над проектами командам предстояло самостоятельно разработать 3D модели, подобрать и разработать медиа ресурсы, создать качественные UI/UX интерфейсы, а затем экспортировать готовые AR и VR проекты на мобильные устройства и продемонстрировать их работу членам экспертного жюри.

Два дня участники хакатона предлагали идеи, обсуждали их, создавали 2D и 3D контент и собирали свои проекты в AR/VR конструкторе EV Toolbox. Кстати, некоторые участники признались, что в этой программе работали в рамках хакатонов Московского Технологического Марафона впервые, но в следующий раз обязательно снова примут участие: конструктор понравился ребятам логикой и визуальной простотой, а создание проектов стало увлекательным и интересным занятием.

ПРОЕКТЫ ХАКАТОНА

Ребята из команды "Перемены" от школы №1078 в процессе разработки своего проекта ответственно подошли к выбору целевой аудитории будущего приложения. Таким образом, пользу от использования информационного VR приложения "Солнечная система 1" могут извлечь, как ученики начальной школы, так и старшеклассники.

Схожей идеей решили воспользоваться при создании своего VR проекта "Солнечная система 2" участники команды "Герои" из той же школы №1078. С таким набором VR программ знакомиться с планетами нашей системы и окружающими ее звездами станет легче и интереснее.

Еще одна команда – "Новаторы" от школы №1078 также выбрали тему изучения Солнечной системы и ее объектов. Однако, в отличие от своих друзей, они отказались от идеи создания приложения виртуальной реальности в пользу дополненной, создав AR викторину "Планеты Солнечной системы". Таким образом, школа №1078 приготовила не только обучающий, но еще и проверочный материал для удобства изучения астрономии.

Участники команды от школы №1151 решили создать полезное и легкое для восприятия учеников начальных классов обучающее AR приложение "Просторы космоса". С его помощью юные пользователи смогут узнать полезную информацию о планетах Солнечной системы и других небесных телах.

ПОБЕДИТЕЛИ ХАКАТОНА

1 место заняли ребята из школы №1358, предложив жюри проверить свои знания в астрономии в разработанной ими VR викторине "Первый турист на орбите". Сложность и уникальная особенность разработки состояла в том, что варианты ответов, данные на выбор пользователям приложения, представляли собой не обычные текстовые блоки, а модели космических объектов. И все эти модели ребята разработали самостоятельно, как и уникальный шрифт, который используется в викторине!

В рамках задания по созданию проекта с технологией дополненной реальности ребята также разработали второе обучающее AR приложение "Эволюция Вселенной". Как признались участники команды, своим проектом они решили привлечь внимание друзей и одноклассников к астрономии, ведь согласно школьному опросу, проведенному ребятами, эта наука казалась другим неинтересной и скучной. И у команды это получилось! С помощью такого приложения даже самые младшие школьники с легкостью запомнят, какие жизненные циклы проходят не только звезды, но и планеты, кометы и другие небесные тела.

2 место получила команда в составе ученика из школы №1557 и студента из "Колледжа автоматизации и информационных технологий №20". Эти ребята представили вниманию жюри VR проект "Космический квест". По задумке команды, главный герой игры – космонавт с Земли – терпит крушение на неизвестной планете. А для его спасения пользователю необходимо включать свою смекалку, чтобы отвечать на вопросы викторины, получать за правильные ответы элементы ракеты и объединять их с космическим кораблем. Однако команда на этом не остановилась! Ребята представили к своему квесту AR дополнение, с помощью которого можно больше узнать о главном герое игры, его ракете и неизвестной планете. Очень интересная и оригинальная задумка!

3 место. Тройку призеров закрывает команда из школы №2087 c обучающим AR приложением "Explore Space" для знакомства с объектами Солнечной системы. Стоит отметить, что ребята сами разрабатывали модели для планет, подбирали для них текстуры и анимировали. Конкурсанты  отдельно отметили тот факт, что участвуют в мероприятии такого формата впервые, но он им настолько понравился, что они обязательно продолжат разработку своего проекта и добавят больше полезной и редкой информации о каждом объекте.

Несмотря на то, что в каждом хакатоне есть участники и есть призеры, все команды выступили очень достойно! А мы, в свою очередь, очень рады, что преимущественно дистанционный режим работы этого учебного года никак не помешал увлеченным школьникам и студентам города Москвы погружаться в удивительную разработку приложений виртуальной и дополненной реальности! Мы надеемся, что будущий учебный год 2021-2022 откроет еще больше возможностей, и будем рады новым встречам на наших AR/VR хакатонах МТМ на базовых площадках города Москвы! 

 

Информация о мероприятии на сайтах организаторов и партнеров:

  • городской проект "Школа Новых Технологий" - совместный проект Департамента образования и Департамента информационных технологий города Москвы.

Хотели бы провести такой хакатон в вашем городе? Напишите нам!

Контактное лицо от компании EligoVision:

Новикова Екатерина, руководитель проектов

Тел.: +7 495 740 08 16

E-mail: ekaterina.novikova@eligovision.ru / edu@eligovision.ru

Г. МОСКВА, БОЛЬШОЙ САВВИНСКИЙ ПЕРЕУЛОК, Д. 9 С. 3
+7 (495) 740 08 16
mail@eligovision.ru
www.eligovision.ru